Риторика
Тимофеева Вера Николаевна
- образование высшее педагогическое. В 1981 г. окончила Псковский педагогичемкий институт. С Награждена районными и областными грамотами.
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
"РИТОРИКА"
(30 часов 9 класс)
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ:
- выявить склонности, способности учащихся к углубленному изучению предмета;
- вызвать интерес к предмету;
- помочь определиться в выборе профиля.
ЗАДАЧИ:
- дать представление о риторике как об искусстве и науке публичного выступления;
- совершенствовать речь учащихся;
- обогащать словарный запас;
- формировать у учащихся культуру публичной речи;
- обеспечить практическое использование академического красноречия.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- владеть нормами русского литературного языка;
- осмысленно использовать изобразительно-выразительные средства языка в их единстве с композиционной структурой текста, идейным замыслом, позицией автора;
- уметь излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно, точно и выразительно;
- уметь слушать и понимать сказанное; говорить, убеждать, общаться.
- ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ (1ч.)
Риторика-искусство красноречия. История ораторского искусства. Величайшие ораторы древности. Красноречие в России.
- ВИДЫ КРАСНОРЕЧИЯ (3ч.+2ч.)
Общественно-политическое красноречие. Его особенности и формы. Публицистический стиль в выступлениях на общественно-политические темы. Академическое красноречие, его разновидности(научное, научно-популярное, учебное).Судебное красноречие. Особенности защитительной и обви-нительной речи. Социально-бытовое красноречие (юбилейные даты, поздравления, прием и т.д) Осо-бенности бытового красноречия. Духовное красноречие.
- ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ (5ч.+3ч.)
Техника речи. Упражнения по улучшению дикции. Развитие речевого голоса, дыхания, инто-национной выразительности. Культура речи.
Трудности произношения, литературного ударения. Внешний облик оратора: внешность, манеры, поза, жесты.
- ВИДЫ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ (3ч.+3ч.)
Доклад, лекция, сообщение, реферат, агитационная речь, речь экспромтом. Тема и цель. Подбор материала. Основные источники информации и приемы работы с ними .Словари и справочники в работе над выступлением. Конспектирование.
- КОМПОЗИЦИЯ УСТНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ (2ч.+2ч.)
Вступление, его роль в ораторской речи. Приемы привлечения внимания аудитории. Виды вступления.
Главная часть. Основные методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, хронологический метод.
Заключение, его роль в ораторской речи. Виды заключений.
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЕЙ (2ч.+4ч.)
Культура передачи знаний. Речь с микрофоном. Ответы на вопросы слушателей.
Подготовка учащимися зачетных выступлений. Коллективная оценка выступлений.